voipkro-ito@mail.ru

Буряк

Светлана Владимировна

 

учитель начальных классов

МКОУ Ступинской СОШ

Рамонского муниципального района

 

Почему я считаю свой предмет важным, интересным, лучшим?

       Учителем в школе работаю 26 лет. За эти годы поняла, что начальная школа – это особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Учитель начальной школы - педагог-универсал. Он преподает разные предметы: литературноре чтение, русский язык, окружающий мир, математику, искусство, технологию. Но на первых порах обучения важным становится именно литературное чтение, формирующее читательские умения. Именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообразования. В структуре начального образования  учебный предмет «Литературное чтение» занимает особое место. Это один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Я считаю предмет "Литературное чтение" самым важным, интерсным и лучшим на данном этапе обучения в школе. На это есть свои причины:

 

1. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. 

Тот, кто, хорошо читает и рассказывает, грамотно пишет, легко усваивает программный материал.

2. Предмет  формирует 

функциональную грамотность.

Читающие дети пишут намного грамотнее, чем дети, не бравшие книгу в руки. Они доступно излагают свои мысли в разговоре. Понять их легче, говорить с ними легче, а значит, и находиться в их обществе интереснее и приятней. Такие дети становятся грамотнее, как в устной, так и в письменной речи. Они пополняют свой словарный запас, тем самым делая себя более интересным человеком.

3. Обеспечивает человека знаниями.

4. Воссоздаёт опыт.

Совершенно очевидно, что читающий ребенок знает больше, понимает больше, а, значит, и рассказать другим может больше, чем не читающий. Читая книгу, школьник будто бы проживает ещё одну жизнь, ведь он переживает, чувствует то, что чувствуют герои книги, старается понять их действия, мысли и побуждения. Он словно набирается жизненного опыта, который в будущем ему не раз ещё пригодится.

5. Стимулирует интеллектуальное развитие.

У ребенка, хорошо и осмысленно  читающего, ускоряются  процессы интеллектуальной деятельности: ребята быстрее прочитывают условие задачи, упражнения, не забывают его суть прежде, чем начнут выполнять.

6. Влияет на поведение человека.

Младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий.  Способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния, как предпосылки собственного поведения в жизни. Литературное чтение учит формировать свои мысли.

7. Может изменять и совершенствовать личность.

Литература способствует целенаправленному  развитию личности.  Предмет помогает  становлению человека современной культуры, самостоятельно строящего свою жизнь и отвечающего за свои поступки перед людьми и совестью.

8. Развивает способность к творческой деятельности.

Школьные театрализованные представления, постановки сказок по ролям на уроках и во внеклассной деятельности помогают раскрыть творческий потенциал.

9. Предмет учит размышлять о своих чувствах, мыслях, оценивать их, уважительно относится к чужому мнению.

Главной целью предмета «Литературное чтение» в 1-4 классах является развитие  эмоциональных и нравственных представлений ребенка. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся.

10. Развивает мышление и фантазию.

Как здорово иногда бывает представить себя греческим героем или ученым, который вот – вот откроет новый закон физики, фараоном Египта! Мысленно побывать в других странах и городах. Можно путешествовать в пространстве и времени. Уроки литературы - лучшие экскурсии, которые можно совершить, не покидая пределов класса.

"Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда.."

Сухомлинский В.А.

       Полезно научиться не просто читать, а вчитываться, чтобы быть способным узнавать и чувствовать этот мир, который «придуман не нами», но для нас. Как педагог убеждена, что воспитывать важнее, чем учить. Литературное чтение учит ребенка взаимодействовать с учителем, с товарищем, чтобы в будущем иметь право тоже учить и воспитывать кого-то (в первую очередь, в будущей семье). Я хочу, чтобы мои ученики видели в учебе не наказание или испытание, а приключение со счастливым продолжением длиною в жизнь. Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на роль чтения. Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий: в личностные УУД входят мотивация чтения; в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, регуляция деятельности; в познавательные УУД – мышление, память, творческое воображение, концентрация внимания. Литература –  важный школьный предмет. Это возможность познать себя, упорядочить свои мысли, выстроить систему восприятия мира, пространства, времени; заглянуть вглубь человеческой души и найти ответы на волнующие вопросы. Литературное чтение, пожалуй, единственный в школьной программе предмет, обращенный напрямую к душе человека. К его чувствам, совести, к его нравственному и гражданскому долгу, к его прошлому и будущему, к любви, без которой нет жизни. Надо воспитывать душу! А для этого ее надо иметь самому. Вся премудрость уроков литературного чтения - помочь человеку познать самого себя, помочь переустраивать это мир по законам красоты, любви, доброты. Как у А. Фета:

Целый мир от красоты...

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, - человечно.