voipkro-ito@mail.ru

Покорение

космоса

Курс внеурочной деятельности для обучающихся 4 класса «Покорение космоса»


Разработчики курса:


Разделы науки (предметы):

В ходе изучения курса "Покорение космоса" у школьников формируется целостное представление об окружающем мире через интеграцию предметов: математика, информатика, окружающий мир, русский язык и литература.

Первое занятие позволяет отработать  навыки чтения, сравнения многозначных чисел (предмет "математика", 4 класс), повторить тему "Планеты Солнечной системы" (предмет "окружающий мир", 4 класс) и провести пропедевтику предмета "география" (5 класс) тема "Земля во Вселенной".

На занятии №2 обучающиеся знакомятся с понятиями моделирование и модели, видами и способами их содания (информатика); закрепляют математические навыки: работа с числами, линейкой, схемами и чертежами; углубляют знания из предмета "окружающий мир": понятие и описание звезд и созвездий; происходит приобщение школьников к миру изобразительного искусства и проектирования, развитие их творчества и духовной культуры.

Знакомство с космическим транспортом (предмет "окружающий мир") происходит на занятии №3. Обучающиеся отрабатываются навыки конструирования (предмет "технология"), моделирования и программирования ("робототехника").

В ходе занятия №4 происходит знакомство обучающихся с содержательными линиями курса информатики (5-7 класс): алгоритмизация и исполнители; формализация и моделирование; информационные процессы.

На занятии №5 обучающиеся отрабатывают навыки письменной творческой работы мини-сочинение (русски йязык); создают модели солнечной системы, созвездий, космического транспорта (окружающий мир); создают и обрабатывают видеоинформацию (информатика). 


Цели и задачи курса

Цель: получение первоначальных знаний о Солнечной системе, о звездах и созвездиях, систематизация представлений обучающихся о процессе передачи информации на примере космической связи, о космическом транспорте, обобщение представлений обучающихся о космосе посредством создания видеорепортажа.

Задачи:

  • ознакомить с характеристиками планет Солнечной системы, составить схему Солнечной системы;
  • закрепить умение читать многозначные числа, сравнивать, определять во сколько раз больше или меньше, ознакомить с приблизительным сравнением объектов;
  • формировать навыки работы с информацией, таблицей: чтение, заполнение, интерпретация;
  • приобрести первоначальные сведения о Звездном небе и созвездиях Северного полушария;
  • узнать о таком способе изучения окружающего мира как моделирование; 
  • построить натурные и информационные модели созвездий;
  • ознакомить с возможностями современной техники для космических полетов;
  • формировать практические навыки конструирования при использовании набора LEGO WeDo;
  • формировать навыки составления алгоритмов в программе WeDo;
  • рассмотреть процесс передачи информации в космосе, между космическими станциями и наземными объектами;
  • познакомить с кодированием информации с помощью кода Морзе;
  • отработать на практике умения кодировать и декодировать информацию;
  • познакомить со средой программирования Скретч и построить компьютерную модель передатчика сигнала;
  • обобщить знания о построении моделей солнечной системы, созвездий, комического транспорта;
  • разработать сценарий для репортажа;
  • отработать на практике правила съёмки видео.

 


Тематическое планирование курса

Тема Связи, законы Продолжительность
1 Планеты Солнечной системы

Математика: чтение многозначных чисел, сравнение, определение во сколько раз больше или меньше, работа с измерительным инструментом (линейка), работа с данными.

Окружающий мир: понятие, состав Солнечной системы, характеристика планет Солнечной системы.

Литература: смысловое чтение.

Фронтальная работа: 10 мин

Групповая работа: 15 мин

Коллективная работа: 10 мин

2 Такие далекие и такие прекрасные. Что мы знаем о Звездах?

Информатика: понятие моделирования и модели, виды и способы создания моделей.

Окружающий мир: способы познания мира, понятие и описание звезд и созвездий.

Математика: работа с числами, линейкой, схемами и чертежами.

Искусство: приобщение школьников к миру изобразительного искусства и проектирования, развитие их творчества и духовной культуры.

Фронтальная работа: 10 мин

Групповая работа: 10 и 15 мин

Коллективная работа: 5 мин

3 Воздушный транспорт: ракета.

Окружающий мир: представление о космическом транспорте.

Робототехника: построение программируемой модели космического корабля.

Технология: навыки соединения деталей модели ракеты.

Работа в малых группах: 35 мин
4 Привет, Земля!

Информатика: передача информации на примере космической связи; построение компьютерной модели передатчика сигнала в среде Скретч; знаковое кодирование, декодирование

Фронтальная работа: 5 мин

Групповая работа: 25 мин

5 Видеорепортаж "Космическое путешествие"

Окружающий мир: построение модели (солнечная система, созвездия, космический транспорт).

Русский язык: работа с текстом.

Информатика: создание и обработка видеоинформации.

Групповая работа: 25 мин

Проверка усвоения курса

Первые четыре занятия предлагают творческие домашние задания – поразмышлять на темы: о планетах, о жизни в космосе, о далеких звездах, о космическом транспорте и космической связи в будущем.
По итогу курса обучающимся предлагается написать небольшое сочинение на тему «Космос». Необходимо осветить вопросы: 
1.    Какое занятие тебе запомнилось больше всего? Почему?
2.    Что нового ты узнал? Какую информацию ты уже знал? 
3.    Что ты научился делать? И как тебе это пригодится в будущем?


Методические разработки

Занятие №1
Занятие №1
Занятие №3
Занятие №4
Занятие №2
Занятие №5