Курс внеурочной деятельности для обучающихся 4 класса «Покорение космоса»
Разработчики курса:
Разделы науки (предметы):
В ходе изучения курса "Покорение космоса" у школьников формируется целостное представление об окружающем мире через интеграцию предметов: математика, информатика, окружающий мир, русский язык и литература.
Первое занятие позволяет отработать навыки чтения, сравнения многозначных чисел (предмет "математика", 4 класс), повторить тему "Планеты Солнечной системы" (предмет "окружающий мир", 4 класс) и провести пропедевтику предмета "география" (5 класс) тема "Земля во Вселенной".
На занятии №2 обучающиеся знакомятся с понятиями моделирование и модели, видами и способами их содания (информатика); закрепляют математические навыки: работа с числами, линейкой, схемами и чертежами; углубляют знания из предмета "окружающий мир": понятие и описание звезд и созвездий; происходит приобщение школьников к миру изобразительного искусства и проектирования, развитие их творчества и духовной культуры.
Знакомство с космическим транспортом (предмет "окружающий мир") происходит на занятии №3. Обучающиеся отрабатываются навыки конструирования (предмет "технология"), моделирования и программирования ("робототехника").
В ходе занятия №4 происходит знакомство обучающихся с содержательными линиями курса информатики (5-7 класс): алгоритмизация и исполнители; формализация и моделирование; информационные процессы.
На занятии №5 обучающиеся отрабатывают навыки письменной творческой работы мини-сочинение (русски йязык); создают модели солнечной системы, созвездий, космического транспорта (окружающий мир); создают и обрабатывают видеоинформацию (информатика).
Цели и задачи курса
Цель: получение первоначальных знаний о Солнечной системе, о звездах и созвездиях, систематизация представлений обучающихся о процессе передачи информации на примере космической связи, о космическом транспорте, обобщение представлений обучающихся о космосе посредством создания видеорепортажа.
Задачи:
- ознакомить с характеристиками планет Солнечной системы, составить схему Солнечной системы;
- закрепить умение читать многозначные числа, сравнивать, определять во сколько раз больше или меньше, ознакомить с приблизительным сравнением объектов;
- формировать навыки работы с информацией, таблицей: чтение, заполнение, интерпретация;
- приобрести первоначальные сведения о Звездном небе и созвездиях Северного полушария;
- узнать о таком способе изучения окружающего мира как моделирование;
- построить натурные и информационные модели созвездий;
- ознакомить с возможностями современной техники для космических полетов;
- формировать практические навыки конструирования при использовании набора LEGO WeDo;
- формировать навыки составления алгоритмов в программе WeDo;
- рассмотреть процесс передачи информации в космосе, между космическими станциями и наземными объектами;
- познакомить с кодированием информации с помощью кода Морзе;
- отработать на практике умения кодировать и декодировать информацию;
- познакомить со средой программирования Скретч и построить компьютерную модель передатчика сигнала;
- обобщить знания о построении моделей солнечной системы, созвездий, комического транспорта;
- разработать сценарий для репортажа;
- отработать на практике правила съёмки видео.
Тематическое планирование курса
№ |
Тема |
Связи, законы |
Продолжительность |
1 |
Планеты Солнечной системы |
Математика: чтение многозначных чисел, сравнение, определение во сколько раз больше или меньше, работа с измерительным инструментом (линейка), работа с данными.
Окружающий мир: понятие, состав Солнечной системы, характеристика планет Солнечной системы.
Литература: смысловое чтение.
|
Фронтальная работа: 10 мин
Групповая работа: 15 мин
Коллективная работа: 10 мин
|
2 |
Такие далекие и такие прекрасные. Что мы знаем о Звездах? |
Информатика: понятие моделирования и модели, виды и способы создания моделей.
Окружающий мир: способы познания мира, понятие и описание звезд и созвездий.
Математика: работа с числами, линейкой, схемами и чертежами.
Искусство: приобщение школьников к миру изобразительного искусства и проектирования, развитие их творчества и духовной культуры.
|
Фронтальная работа: 10 мин
Групповая работа: 10 и 15 мин
Коллективная работа: 5 мин
|
3 |
Воздушный транспорт: ракета. |
Окружающий мир: представление о космическом транспорте.
Робототехника: построение программируемой модели космического корабля.
Технология: навыки соединения деталей модели ракеты.
|
Работа в малых группах: 35 мин |
4 |
Привет, Земля! |
Информатика: передача информации на примере космической связи; построение компьютерной модели передатчика сигнала в среде Скретч; знаковое кодирование, декодирование
|
Фронтальная работа: 5 мин
Групповая работа: 25 мин
|
5 |
Видеорепортаж "Космическое путешествие" |
Окружающий мир: построение модели (солнечная система, созвездия, космический транспорт).
Русский язык: работа с текстом.
Информатика: создание и обработка видеоинформации.
|
Групповая работа: 25 мин |
Проверка усвоения курса
Первые четыре занятия предлагают творческие домашние задания – поразмышлять на темы: о планетах, о жизни в космосе, о далеких звездах, о космическом транспорте и космической связи в будущем.
По итогу курса обучающимся предлагается написать небольшое сочинение на тему «Космос». Необходимо осветить вопросы:
1. Какое занятие тебе запомнилось больше всего? Почему?
2. Что нового ты узнал? Какую информацию ты уже знал?
3. Что ты научился делать? И как тебе это пригодится в будущем?
Методические разработки
Занятие №1
Занятие №3
Занятие №4
Занятие №2
Занятие №5