voipkro-ito@mail.ru

Внеурочный учебный курс для учащихся начальной школы

с использованием технологии СТЕМ «Цирк! Цирк! Цирк!»

 

   Разработчики:

  Кудинова Ирина Константиновна, учитель математики МКОУ Лимановской СОШ

Мочалова Евгения Владимировна, учитель информатики МБОУ СОШ №94 им. генерала Лизюкова А.И.

 Саввина Евгения Михайловна, учитель английского языка МБОУ СОШ № 99 г.Воронежа

Чеботарёва Ирина Михайловна, учитель математики, биологии, МКОУ Копёнкинская СОШ

 

Возраст обучающихся: 9 – 11 лет.

Предметные области: физика, математика, технология, английский язык, информатика и ИКТ, окружающий мир.

Предметные представления:

математика – практическое построение окружности, работа с циркулем, вычисление длины окружности стандартным и нестандартным способами;

физика – трение, гравитация и сила тяжести; электрические цепи, батарейка – источник питания, светодиоды - плюс и минус; механика, динамические модели;

английский язык – понимание простых инструкций;

технология – работа с бумагой, картоном и подручными материалами;

информатика и ИКТ – алгоритмизация, работа со звуком, элементы робототехники;

окружающий мир – знакомство с миром профессий.

 Цель: выявление наиболее способных к техническому творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.

Задачи:

  • познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности технической направленности, со способами поиска информации;
  • мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия, нестандартного мышления и самостоятельности;

  • прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;

  • прививать интерес к исследовательской деятельности;

  • прививать интерес к науке и научному познанию мира;

  • создать условия для творческой реализации учащихся;

  • научить учащихся создавать простые механические модели по инструкции.

 

Тематическое планирование с указанием форм работы учащихся.

 

Тема

Связи, законы

Продолжительность

Формы работы учащихся

1

Цирк и его история Предметные представления: дизайн – коллаж, композиция, сочетаемость по цвету \ размеру, умение передать текстовую информацию образно, кратко и емко; технология – работа с ножницами и клеем; история – умение выявить требуемые данные в историческом тексте.  1 час фронтальная работа, работа в группах

2

Основы технического моделирования. Изготовление модели вращающейся цирковой арены.

Предметные представления: математика (окружность и круг, длина окружности, вычислительные навыки), физика (механика, динамические модели), черчение (работа с чертежными инструментами), информатика и ИКТ (алгоритмизация, использование конструктора Лего, элементы робототехники), технология (работа с бумагой, картоном и подручными материалами), окружающий мир (знакомство с миром профессий)

1 час

фронтальная работа, работа в парах (группах) сменного состава, индивидуальная работа

3

Артисты цирка - акробаты.

Предметные представления: Геометрия – окружность (работа с циркулем); физика – трение, гравитация и сила тяжести; электрические цепи, батарейка – источника питания, светодиоды - плюс и минус; английский язык – понимание простых инструкций; технология – работа по инсткции, последовательность действий при сборе моделей.

1 час

работа в группах, индивидуальная работа

4

Техническое моделирование и конструирование. Изготовление модели медведя. Математика и конструирование (разметка шаблонов, выбор материалов, построение собственных элементов фигурки медведя, укрепляющих конструкцию); окружающий мир (особенности внешнего строения животного); физика (знакомство со свойствами магнита, использование этих свойств на практике) 1 час фронтальная работа, работа в парах 

5

Обработка звуковой информации. Озвучивание артистов на арене. Предметные представления: информатика (работа со звуком) 1 час работа в группах, индивидуальная работа 

Итого:

5 часов

 

 

Способы проверки усвоения всего курса. 

Демонстрация работающей модели цирка с артистами и звуковым сопровождением.

 

 

Разработки занятий:

Саввина Евгения Михайловна

МБОУ СОШ № 99, г. Воронеж

учитель английского языка

(ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ)

 

                     

Занятие № 1. Цирк и его история.

Класс: 3-4

Предметные области: дизайн, технология, история

Предметные представления:

Дизайн – коллаж, композиция, сочетаемость по цвету \ размеру, умение передать текстовую информацию образно, кратко и емко; технология – работа с ножницами и клеем; история – умение выявить требуемые данные в историческом тексте.

Цель занятия: создать плакат - ленту времени с элементами инфографики, отражающую историю развития цирка, основываясь на предоставленных информационных материалах.

Задачи:

  1. получить общее представление об истории цирка;
  2. научиться выявлять требуемую информацию из текстов и видео-рассказов об истории цирка;
  3. научиться выделять главные моменты в истории цирка, пользуясь таблицей – подсказкой;
  4. научиться создавать плакат – ленту времени на основе полученных данных, учитывая основные правила составления композиции, коллажа;
  5. научиться работать в группах, выполняя задание в установленных временных рамках.

 

Ход работы.

Вызов: 5 минут

УЧИТЕЛЬ: Ребята, назовите самые популярные развлечения у детей… Интернет-игры, кино, музыка…. Какое развлечение радует ребят уже не один век?... Цирк.

Приглашаю вас в увлекательное путешествие по миру цирка – нашего собственного, который мы создадим сами! Для начала полезно узнать, как появился цирк.

Сейчас мы разделимся на группы (методом жеребьевки или по плану учителя). Далее вы работаете в группах, оценивается работа всей группы, каждый вносит свой вклад, работает усердно и старательно.   

Изучение истории цирка (видео): 5 минут

С чем у вас ассоциируется понятие «цирк»?. .. Арена, клоуны, фокусы, дрессированные животные, акробаты… Привычный нам цирк был таким не всегда. Давайте посмотрим небольшой видео-фрагмент об истории цирка. Ваша задача – заполнить таблицу информацией об истории развития цирка (рекомендуем посмотреть видео 2 раза).

Период времени

Место \ страна

Как выглядел цирк

Артисты

Интересные детали

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание плаката – ленты времени: 25 минут

Посмотрите на пример ленты времени

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ: 

Как должна выглядеть лента времени, что должно быть на ней изображено, чтобы у зрителя сложилось впечатление о предмете, его истории?

Чего на ленте времени должно быть больше – текста или картинок? (картинок)

Текст надо писать длинными предложениями или кратко? (кратко)

Что должно быть больше по размеру – текст или картинка? (картинка)

Сколько цветов надо использовать в ленте времени? (2-3)

Также для изучения истории цирка вам предоставляется информация из Интернета об истории цирка. 

Создайте в группах плакат – ленту времени об истории цирка, используя данные из видео, текста и пример ленты времени.

Рефлексия. 5 минут

 

Занятие 2. Основы технического моделирования. Изготовление модели вращающейся цирковой арены.

Кудинова Ирина Константиновна,

учитель математики МКОУ Лимановской СОШ

Панинского муниципального района

 Возраст обучающихся: 9-11 лет.

 

Предметные области: физика, математика, технология, информатика и ИКТ, окружающий мир, черчение.

Предметные представления:математика (окружность и круг, длина окружности, вычислительные навыки), физика (механика, динамические модели), черчение (работа с чертежными инструментами), робототехника (алгоритмизация, использование конструктора Лего), технология (работа с бумагой, картоном и подручными материалами), окружающий мир (знакомство с миром профессий)

 Проблема: конструирование и моделирование новых моделей путем расширения возможностей известных моделей; развитие инженерного мышления.

 Цели и задачи занятия:

Образовательные –систематизировать основные геометрические понятия; совершенствовать умение работать с чертежными инструментами; конструировать и испытывать модели, демонстрирующие возможности зубчатых колес:

• Уменьшение скорости вращения

• Увеличение скорости вращения

• Зацепление под углом.

Развивающие – развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся, интеллектуальные качества личности, такие как самостоятельность, способность к оценочным действиям, обобщению, быстрому переключению; способствовать формированию навыков самостоятельной работы; формировать умение четко и ясно излагать свои мысли.

Воспитательные: - формирование устойчивого интереса к техническому творчеству, умения работать в коллективе, стремления к достижению поставленной цели и самосовершенствованию.

 Ход занятия:

Целеполагание (3 мин)

Цирки разных стран мира могут отличаться друг от друга всем, чем угодно - необычными фокусами, эксцентричными клоунами, отважными дрессировщиками и многим другим - однако в одном - в диаметре цирковой арены - все цирки нашей планеты совпадают. Как правило, диаметр главного "компонента" любого цирка везде одинаков - 13 м, причем размер этот был выбран неслучайно. Его специально рассчитал основатель первого стационарного цирка и владелец высшей школы верховой езды Филипп Эстли для того, чтобы лошадям и наездникам - основным артистам его первой цирковой труппы - было удобно работать. На арене определенного диаметра во время бега лошади по кругу возникает такая центробежная сила, которая без труда удерживает стоящего на спине лошади наездника. Если бы "сцена" была больше, то всадник не смог бы устоять на лошади, а меньший размер арены был бы очень неудобен для лошади.

видео 1 (в приложении)

- Какая геометрическая фигура лежит в основе цирковой арены? Что мы знаем про эту фигуру? С кругом вы знакомы с детства. Где мы можем встретить круг? Чем отличается круг от окружности? Что мы чертим с помощью циркуля?

 Подготовительная работа (4 минуты).

Работа в группах:

Беседа о циркуле. Правила техники безопасности: “Правила пользования циркулем и ножницами”.

Циркуль – это чертежный инструмент. С ним нужно работать осторожно. Нельзя подносить иглой к лицу и нельзя передавать циркуль соседу “иглой вперед”. Ножницами также нужно пользоваться осторожно: к лицу не подносить, передавать соседу “тупым концом”, т. е. колечками.

Какая ножка циркуля стоит в центре окружности – игла или грифель?

- Конечно игла, потому что грифель должен рисовать.

Острый конец циркуля всегда должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками циркуля не должно меняться. Его нужно держать за хвостик, а не за ножку.

(Центр учитель отмечает и показывает на чертеже.)

Какой ножкой циркуль чертит? Ножки циркуля двигаются. Что надо сделать, чтобы начертить большую окружность – развести их или сдвинуть ближе?

Чтобы начертить большую окружность, ножки циркуля нужно развести. Попробуйте начертить самую большую окружность, какая поместится на вашем листе. (Ученики чертят самую большую окружность, отмечают, у кого лучше в группе получилось.) А теперь самую маленькую, какая у вас только получится (на том же листе в любом месте, можно внутри большой окружности).

 Практическая работа (30 минут).

1 этап. Организация деятельности по применению полученных знаний.

Даём время на построение двух окружностей при разном растворе циркуля с разницей 1 см, оказывая необходимую помощь тем, у кого  иголка циркуля соскакивает с данной точки.

- Каждая окружность определяет круг. Больший круг закрасьте красным карандашом, а меньший - синим.

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с алгоритмом.

Для того чтобы правильно начертить окружность нужно:

1. Карандашом  отметить точку, в которой будет находиться иголка циркуля (это нужно для того, чтобы в случае если иголка циркуля соскочит с данной точки, можно было легко её определить)

2. Ставим точку на плоскости листа бумаги, обозначаем её О - центр круга.

3.совмещаем с точкой О конец иглы.

4. Совершаем круговое движение ножкой циркуля.

Дети выполняют построение, закрашивают и вырезают круги.

     Рассчитываем длину окружности, используя нитку. Чертим, раскрашиваем и вырезаем заготовку нужной длины, равной длине окружности, в виде прямоугольника для бортика манежа. (для детей, быстро справившихся с работой, задание: разделить прямоугольник на конечное число равных между собой треугольников и закрасить их, чередуя два цвета)

2 этап. Техническая сборка с использованием конструктора Лего.

      видео 2 (в приложении)

А как вы думаете, возможно ли нам с вами соорудить цирковую вращающуюся арену цирка?  - А какой простой механизм необходим, чтобы арена смогла вращаться? (зубчатое колесо)- Какое второе название имеет зубчатое колесо? (шестерёнка)  - А как зубчатые колёса приветствуют друг друга? (с помощью сцепления зубчиков) Да, у зубчатых колёс нет рук, у них есть зубчики, и если шестерёнки стоят рядышком, так что их зубчики соприкасаются друг с другом, так они здороваются – сцепляются. А что происходит, если одна из шестеренок начнет двигаться? (ответы детей – вторая, если они соприкасаются, тоже начинает двигаться) И это называется передачей движений от одной шестеренки к другой. За основу возьмем уже известную вам инструкцию по строительству карусели и изменим верхнюю платформу для достижения нашей цели.

инструкция (в приложении)

Итак, сейчас мы приступим с вами к работе и сделаем замечательную механическую игрушку, которая раскручивается за счет зубчатой передачи.

- Перед вами на столе находится инструкция по сборке модели крутящегося механизма. Соберите модель, следуя пошаговым инструкциям. (сборка модели из конструктора Лего)

(Дети собирают модель, учитель занимает позицию наблюдения, индивидуально подходит, направляет, корректно поправляет, у некоторых детей спрашивает о последовательности их действий,  проговаривает все необходимые для закрепления детьми термины)

А теперь, инженеры нашего конструкторского бюро, объясните, как нужно изменить часть конструкции, чтобы получилась крутящаяся подставка под цирковой манеж? (сделать плоскую платформу вместо фигурок)

3 этап. Сборка манежа.

  1. Берем круг большего диаметра.

  2. Сверху наклеиваем круг меньшего диаметра.

  3. Делаем бортики из поролона.

55e182cbe06ede0ca0da7358a9902eed.jpg

  1. Оклеиваем бортики картонной заготовкой прямоугольной формы.

  2. На подготовленную крутящуюся платформу наклеиваем бумажную арену.

Итоги занятия.

Презентация возможностей получившихся моделей. Объяснения принципа действия механизма.

Рефлексия (3 мин)

Занятие № 3. Артисты цирка - акробаты. 

Саввина Евгения Михайловна

МБОУ СОШ № 99, г. Воронеж

учитель английского языка

 

 

Класс: 3-4

Предметные области: физика, геометрия, технология, английский язык

Предметные представления:

Геометрия – окружность (работа с циркулем); физика – трение, гравитация и сила тяжести; электрические цепи, батарейка – источника питания, светодиоды - плюс и минус; английский язык – понимание простых инструкций; технология – работа по инструкции, последовательность действий при сборе моделей.

Цель занятия: изготовить простые механические картонные модели по англоязычной инструкции, одна из моделей – с электронным элементом.

Задачи:

  1. получить отдельные представления из предметных областей физики;
  2. опытным путем проверить действие представленных явлений и понятий;
  3. научиться понимать простые инструкции по изготовлению картонных моделей и сбора электрической цепи на английском языке;
  4. научиться выполнять действия в строгой последовательности и по инструкции;
  5. научиться выявлять ошибки в полученных моделях и устранять их (само- и взаимопроверка с использованием инструкции).

Материалы: в Приложениях

Ход работы.

Вызов: 5 минут

УЧИТЕЛЬ: На прошлом занятии вы изготовили арену цирка. Место для представления у нас есть. Что же еще нужно для представления?... Артисты…Назовите профессии цирковых артистов… Жонглёр, акробат, дрессировщик, фокусник….Без кого из них даже цирк невозможно представить?... Без акробатов.

На этом занятии мы с вами изготовим подвижные модели 2х разных акробатов. Первый акробат будет кататься на одном колесе, второй – взбираться по веревкам.

Деятельность учащихся и сопровождение их деятельности учителем: 25-30 минут

Распределение по группам – на усмотрение учителя (по желанию либо по жребию).

Изготовление моделей акробатов

 

Акробат на колесе

Акробат на веревках

 

1 этап

 

Самостоятельно изготовить бумажные детали по фото и шаблону – тело, 2 колеса (начертить циркулем). Раскрасить детали (по желанию). Разогнуть большую скрепку, как показано на фото.  Приложение 1

Вместе с учителем изучить англоязычную инструкцию:

- найти список материалов и из имеющихся в классе выбрать нужные (картон, трубочка для коктейля, скотч, веревка, монетка) Приложение 2

- понять принцип действия модели – учитель вводит физические понятия гравитации и силы тяжести, а также трения, действующего в процессе работы модели, наводит учащихся на размышления о том, почему трубочки для веревок необходимо размещать под углом и что будет, если они будут размещены прямо (под действием силы тяжести модель просто соскользнет с веревок, т.к. не будет сопротивления, удерживающего ее на веревках).

2 этап

 

Вместе с учителем изучить инструкцию по изготовлению мягких цепей – учитель вводит физические понятия электрическая цепь, светодиод - плюс и минус, батарейка – источник питания. Понять, какие требуются материалы, как разместить цепь на листочке бумаги, подобрать размер цепи, соответствующий размеру колеса. Понять, куда какие детали (батарейка, светодиод) схемы поместить, какой стороной (плюс-минус).

      Прорезать в одном колесе отверстие. С помощью инструкции, сопровождаемой иллюстрациями, на отдельном листочке соответствующего размера собрать мягкую электрическую цепь со светодиодом так, чтобы он разместился под отверстием. Конструкцию закрепить на одном колесе и закрыть другим колесом, приклеить его двусторонним скотчем.  

Собрать фигурку акробата на колесе. При движении светодиод должен гореть. Проверить действие цепи. Приложение 3

Самостоятельно с  помощью инструкции, сопровождаемой иллюстрациями, изготовить из картона шаблон акробата, раскрасить его, прикрепить все детали, вставить веревку и проверить действие механизма.

 

Если модель не работает, еще раз свериться с инструкцией и исправить дефект. В особо затруднительной ситуации воспользоваться помощью учителя.

 

 

 

Рефлексия. 5 -10 минут Что показалось вам самым сложным? Что было просто? С какими понятиями вы познакомились сегодня на занятии?  Почему надо соблюдать последовательность действий при изготовлении моделей? Если модель не работает, что нужно сделать?

ИСТОЧНИКИ:  

http://madebyjoel.com/2012/02/paper-circus-rider-toy.html  

https://sciencetoymaker.org/the-climbing-creature/   

https://novator.team/post/729

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Автор: Чеботарева Ирина Михайловна,

                                           учитель математики МКОУ Копёнкинская СОШ

                                            Россошанского муниципального района.

Занятие 4. Техническое моделирование и конструирование. Изготовление модели медведя.

Возраст обучающихся: 9-11 лет.

Предметные представления: математика и конструирование (разметка шаблонов, выбор материалов, построение собственных элементов фигурки медведя, укрепляющих конструкцию); окружающий мир (особенности внешнего строения животного); физика (знакомство со свойствами магнита, использование этих свойств на практике).

Проблема: создание циркового номера с дикими животными.

Цели занятия:

- познакомить учащихся с особенностями строение медведей и их ролью в цирке;

- создание динамической модели циркового медведя.

 Задачи:

Образовательная: познакомить учащихся со способами создание динамической модели на основе бумажных шаблонов, с использованием свойств магнита;

Воспитательная: воспитывать интерес к научно-познавательной деятельности;

Развивающая: научиться применять полученные знания и навыки на практике.

Ход занятия.

1. Организационный момент (2 мин).

   Здравствуйте, ребята! Мы с вами продолжаем изучать особенности циркового жанра. Кто станет сегодня нашим героем?

           Он всех больше, он всех выше,

           На ходулях смело вышел,

           С подкидной доски взлетел,

           Приземлился… заревел!

          Но зачем ему реветь?

          Потому что он … (Медведь)

    Давайте вспомним что мы знаем о медведе? (Диалог строится в зависимости от ответов детей и дополняется фактами о медведях).

    Медведь - хищное млекопитающее. Медведи - это плотно сложенные звери. Лапы мощные, пятипалые, когти крепкие, сильно загнутые. Вес лапы взрослого медведя составляет чуть больше 4 кг., при этом, когти у него не втягиваются, а длина их – до15 см. Ударом такой лапищи он сбивает с ног лося. У него переваливающаяся походка, потому что он наступает на землю одновременно двумя лапами, расположенными на одной стороне его тела, то есть сразу - то правыми, то левыми. Несмотря на кажущуюся неуклюжесть, медведь способен догнать не только самого быстрого бегуна, но даже лошадь, его скорость 60 км/ч. У них маленькие глаза и маленькие уши, короткий хвост. Мех у медведя густой, различных оттенков. Срок жизни медведей достигает до 45 лет. Но, при этом, медведь остаётся самым *старым* цирковым артистом. Цыгане, скоморохи – какая без них ярмарка? Куда же тут без поводыря с танцующим медведем? На стене одного из киевских соборов, ещё 1000 лет назад, неизвестный художник изобразил пляску бродячего артиста со своим мишкой - медведей дрессировали на Руси с самых давних времён. В современном цирке медведи могут практически всё: кататься на велосипеде, коньках, выполнять различные трюки. Чтобы научить лохматого различным трюкам, надо быть самому достаточно храбрым человеком.

2. Постановка учебной проблемы (3 мин).

   Как вы думаете, что мы сегодня будем изготавливать? (Модель медведя). Наш медведь сегодня артист цирка, он будет выступать в номере «Медведи на льду». Создавать ледовую арену мы не будем, а медведя на коньках попробуем. Что же нужно будет сделать, что бы наша модель смогла передвигаться по арене? Ребятам предлагается провести опыт с магнитами (бумага, картон, ткань, скрепки, кнопки, металлические пуговицы, различные по форме магниты), они проделывают различные действия, приходят к каким-то выводам.

3. Формулирование проблемы, получение новых теоритических знаний, планирование деятельности (5 мин).

  Давайте выскажем предположения, как можно использовать предложенный вам набор различных материалов для создание модели «Медведь на коньках»? Какие знания нам необходимы? Учитель использует фрагмент презентации (рассказ).

   Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена поговаривали, что далеко-далеко на краю света есть огромная гора Ида. Однажды мимо этой горы брел старик по имени Магнис . Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Магнис перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. С тех пор этот необычный камень стали называть по имени старика «камнем Магнуса» или просто магнитом. Так и появилось название «магнит».

   Существует и другое объяснение слова магнит - по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магниты.

   Камень магнит имеющий свойство притягивать железо. Ученые придумали специальные машины для обработки этого камня и получения магнита. Магниты притягивают металлические предметы – это называется магнетизмом, а предметы, которые притягиваются к магниту называются - магнетическими. Магнит действует через бумагу, ткань, тонкий пластик. Пользуясь волшебным свойством воздействия магнита на металл, мы научимся создавать движущиеся модели: в самой модели медведя присутствует металлический предмет (коньки), а магнит создает движение (располагаясь под ареной в руках ребёнка). Помните "Важное дело - эксперимент! В нём интересен каждый момент".

4. Применение знаний и умений в новой ситуации (самостоятельное создание модели (25 мин)).

    Ребята самостоятельно обсуждают план работы в парах, выбирают материал, который будут использовать, модель-шаблон или самостоятельную модель, соотносят размеры металлических элементов, способы крепления их модели, выбирают цвет и изготавливают модель. Учитель раздаёт технологические карты изготовления модели медведей, но их необходимо доработать, используя знания полученные на занятие (укрепить задние или передние конечности; продумать способ прикрепления металлического элемента; создать костюм артиста цирка, обыгрывают мини номер).

 

Медведь из бумаги гармошкой                     

 

5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (7 мин).

  Каждая пара представляет своего артиста, демонстрирует свою модель, выполняет номер на ранее изготовленной модели арены цирка, анализирует результат, находят причины возможных ошибок и способы их устранения (нарушение жёсткости конструкции, непропорциональность элементов в модели или модели медведя и самой арены, не правильно выбран размер металлического элемента и самого магнита, отсутствие продуманного маршрута движения артиста на арене).

6. Рефлексия, итог учебной деятельности (3 мин).

Все любят цирк, давайте аплодисментами определим лучшую модель, и поаплодируем сами себе, ведь сегодня мы сами создали цирковые номер

 

Занятие 5. Обработка звуковой информации. Озвучивание артистов на арене.

 

Мочалова Евгения Владимировна,

учитель информатики МБОУ СОШ №94

 имени генерала Лизюкова А. И.

Возраст обучающихся: 9-11 лет.

Предметная область: информатика.

Цели занятия:

  • Познакомить учащихся с особенностями ввода звуковой информации в память компьютера;
  • Заинтересовать учащихся, раскрыть способность творческого мышления и умения работать в группах.

 Задачи:

Образовательные:

  • познакомить учащихся со способами ввода звуковой информации в память компьютера;

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к творческой и исследовательской работе.

Развивающие:

  • развить представления об использовании программных и технических средств;
  • научиться применять полученные знания и навыки на практике.

Ход занятия:

Организационный момент (2 мин)

- Здравствуйте, ребята! На прошлых занятиях вы создавали цирковую арену, акробатов… Очень трудно себе представить цирк без единого звука, совсем молчаливых артистов! Так давайте вспомним, какие же существуют устройства компьютера, для работы со звуком.

                       

Объяснение материала и демонстрация работы приложения (10 мин)

Все мы слушаем музыку на телефоне, на компьютере. Но для того чтобы ее услышать, нужен музыкальный проигрыватель. Проигрыватель- программа, позволяющая воспроизводить аудио - и видеофайлы.

Одним  из популярных проигрывателей  является Windows Media Player. Windows Media Player - универсальный мультимедийный проигрыватель, позволяющий воспроизводить большинство аудио- и видео файлов.

Описание: 11.jpg

Рис.1 Окно программы Windows Media Player

Но иногда возникает необходимость самостоятельно записать какое-нибудь сообщение. Для этого существуют различные специальные программы для записи звуковой информации. На этот случай тоже есть стандартная программа Звукозапись.

Данная программа позволяет записать звук, подаваемый с микрофона, компакт-диска или любого другого источника, включая человеческую речь. Полученную запись можно прослушать. Если качество звучания вас не устраивает, все параметры записи можно изменить или же вовсе перезаписать звуковую информацию. Затем, полученную запись необходимо сохранить в отдельном файле, или вставить в качестве фрагмента в различные документы.

Для того, чтобы открыть программу необходимо выполнить следующую команду: Пуск/Программы/Развлечения/Звукозапись.

Описание: Программа Звукозапись
Рис.2 Окно программы Звукозапись

После запуска программы Звукозапись на экране появляется ее рабочее окно (рис. 2). Для того, чтобы  записать какой-то звук проверить, подключен ли микрофон или колонки к компьютеру. Для этого необходимо проверить разъем, если устройства не подключены, то их следует подключить.

 Далее  необходимо определить источник звука. Для этого следует открыть диалоговое окно Регулятор громкости (рис. 3). Программа Регулятор громкости открывается командой Громкость под меню Развлечения группы программ Стандартные. В появившемся окне следует установить флажок напротив микрофона, остальные же следует убрать. В режим записи для включения микрофона можно перейти с помощью команды Файл - Свойства. Далее следует вернуться к работе с программой звукозаписи и настроить качество записи для фонограммы.

Описание: Регулятор громкости воспроизведения


Рис.3 Окно Регулятор громкости воспроизведения

Описание: Регулятор громкости записи
Рис.4 Окно Регулятор громкости записи

 

Чтобы сделать запись, следует нажать кнопку Запись (рис. 5) в диалоговом окне Звук – Звукозапись (рис. 5), и включить источник звука(или просто начать говорить). Зеленая линия в средней части окна (рис. 5) показывает то, что идет запись. Остановить запись можно, нажав кнопку Stop (рис. 5). Чтобы далее продолжить запись, необходимо еще раз нажать кнопку Запись. Общая продолжительность записи указывается правее графика звуковой волны. Перейти к началу звукового фрагмента можно, нажав кнопку Переход в начало, а для перехода в конец следует нажать кнопку Переход в конец . После записи нажмите Файл - Сохранить.

Описание: https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/12a0/0005a467-b16c0504/hello_html_3c20ce9e.png
Рис.5 Запись звука

Данную программу можно использовать не только для воспроизведения только что созданных записей, но и файлов, записанных ранее. Для воспроизведения используется кнопка Воспроизведение Описание: https://i.ya-webdesign.com/images/play-arrow-png-2.png. Помимо записи программа позволяет осуществлять простейшее редактирование звукозаписей, например, вырезание участка записи, как до, так и после текущей позиции ползунка воспроизведения. Сделать это возможно с помощью команды меню Правка. Также вы можете изменить громкость и скорость записи, наложить эхо или обратить звуковую запись. Всеми этими эффектами можно воспользоваться, выбрав соответствующую команду меню Эффекты.

В заключение работы со звукозаписью ее необходимо сохранить для дальнейшего использования. Для этого выполните  команды меню Файл/Сохранить и в появившемся диалоговом окне выберите папку для сохранения и имя сохраняемого файла, после чего нажмите кнопку Сохранить. Ваша фонограмма будет сохранена.

Практическая часть (25 мин)

    1. Откройте стандартную программу Звукозапись
    2. Запишите фразы для артистов цирка согласно сценарию.
    3. Воспроизведите запись.
    4. Сохраните запись под именем «Голос цирка»
    5. Закройте программу.

Рефлексия (3 мин)