voipkro-ito@mail.ru

Внеурочный учебный курс 

«Состав Солнечной системы»

для учащихся 4 класса

 

 

Авторы: Лариса Невзорова, Ирина Зуева, Ирина Золотых, Наталья Никифорова, Наталья Глотова


Разделы науки:

Астрономия

Тема «Солнечная система».

Тема «Движение Луны и затмения», раздел «Астронометрия».

Окружающий мир

Тема «Земля – планета жизни», раздел «Мы живём на планете Земля».

Физика

Тема «Образование тени и полутени», раздел «Геометрическая оптика».

Тема «Состав и строение Солнечной системы».

Тема «Большие и малые тела Солнечной системы».

География

Тема «Земля в Солнечной системе», раздел «Земля - планета Солнечной системы».

Информатика

Тема «Моделирование как способ познания окружающего мира», раздел «Моделирование и формализация».

Тема «Файлы и папки», раздел «Хранение информации».

Тема «Графические файлы и их форматы», «Анимация, gif-анимация», раздел «Компьютерная графика».


Цель курса  формирование у обучающихся представления о Солнечной системе (ее возникновении, строении и составе). 

Задачи курса

Познавательные: 

сформировать целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;

– сформировать понятия о планетах, астероидах, метеорах, метеоритах, кометах;

– добиться усвоения представления о строении солнечной системы, об общих свойствах планет земной группы и планет-гигантов, о природе тел Солнечной системы; 

 выяснить причины возникновения солнечных и лунных затмений;

– создать динамические модели солнечного и лунного затмений.

Развивающие: 

 развивать у учащихся умение самостоятельно мыслить, делать выводы;

– развивать абстрактное и логическое мышление; 

 повышать познавательный интерес к предмету.

Воспитательные: 

– воспитывать доброжелательное отношение учащихся друг к дру­гу; 

– воспитывать уважение к противоположному мнению;

– воспитывать аккуратность и дисциплину труда;

– развивать коммуникационные компетенции, развивать умение говорить и слушать других; 

– содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.

Планирование

Тема Связи, законы Продолжительность
  Тема занятия Какие понятия, связи, законы и из каких предметов изучаются (о них получают представление) учащиеся в ходе деятельности Сколько времени планируется на данную работу в ходе занятия
1 Гелиоцентрическая модель Солнечной системы. Большие планеты Астрономия: Солнечная система.
Физика: состав и строение Солнечной системы.
Окружающий мир: Земля – планета жизни.
География:Земля- планета Солнечной системы.
 40 минут
2  Развитие представления о Солнечной системе.

Астрономия: Солнечная система.
История: Рождение новой европейской науки
Окружающий мир: Земля – планета жизни
Информатика: графические файлы и их форматы, анимация, gif-анимация

Занятие - 40 минут, включающее ПР за компьютером - 15 минут

3 Состав планет и их спутники

Астрономия, география: планеты Солнечной системы и их спутники
Химия: состав планет
Физика: физические явления

География:Земля- планета Солнечной системы.

Время – 40 минут
Включает ПР 1 – 7 мин.
ПР 2 – 7 мин.

4 Малые тела Солнечной системы. Астероиды, метеориты, метеоры, кометы

Астрономия: Малые тела Солнечной системы.
Физика: скорость падения
Химия: состав малых тел
Информатика: графические файлы, gif-анимация

Занятие- 40 минут, работа на ПК каждой группы - 10 минут
5 Солнечное и лунное затмения

Физика: тень, полутень
Астрономия: солнечное затмение, лунное затмение
Информатика: модель, технология stop-motion, графические файлы, видеофайлы

Занятие - 40 минут
10 минут (тень, полутень)
10 минут (виды затмений)  
12 минут  (создание информационной модели)


Способы проверки усвоения всего курса - самостоятельное создание материальных и компьютерных информационных моделей, тест и опрос.